Выбираем по весу, росту и возрасту

Строение тела у детей разного возраста сильно отличается. Поэтому отличается и конструкция кресел.

Защитить ребёнка может только кресло, соответствующее его возрасту. А неподходящее кресло, скорее, причинит тяжёлые травмы.

В России и Европе действуют правила для детских автокресел ЕСЕ R 44/04. Они делят детские автокресла на пять групп:

Группа автокресла Вес ребёнка Примерный возраст Тип устройства Способ установки
Группа 0 0 - 10 кг От рождения до 6 месяцев Автолюлька Боком к ходу движения, ногами к двери
Группа 0+ 0 - 13 кг От рождения до 1 года Автолюлька-переноска Против хода движения
Группа 1 9 - 18 кг От 9 месяцев до 4 лет Автокресло Против хода или по ходу движения
Группа 2 15 - 25 кг От 3 до 7 лет Автокресло По ходу движения
Группа 3 22 - 36 кг От 6 до 12 лет Бустер По ходу движения

Вес и возраст в соседних группах идут «внахлёст». Пример: для ребёнка возрастом 10 мес. и весом 10 кг подходят кресла и группы 0+, и группы 1. Если ребёнок по весу уже достиг следующей группы, а по возрасту – ещё нет, он будет защищён. «Перекрытие» позволяет учесть и рост ребёнка: в «пограничной» зоне он может уже не умещаться в кресло младшей группы – и тогда ему подойдёт кресло из следующей категории.

Как выглядят кресла каждой группы и почему они именно такие

Группа 0

Это специально сконструированные автолюльки (не спутайте с любыми другими люльками!). Обычно такую люльку можно закрепить в машине, а можно поставить на шасси и превратить в коляску. Её ставят боком к ходу движения автомобиля. В случае удара она распределяет силу по всей длине и снижает воздействие. Их редко используют, так как дети очень быстро из них вырастают, и такая люлька уступает автокреслам в защите.

Группа 0+

Автолюльки-переноски. У них чашеобразная форма, складная ручка сверху и трёхточечные Y-образные внутренние ремни. Такое кресло можно вынуть из машины вместе с ребёнком и носить как люльку. В комплекте обычно идет капюшон – он надевается на ручку для защиты от солнца. У грудного ребёнка голова весит четверть массы всего тела! А мышцы ещё очень слабые. Не только авария, но даже резкое торможение может вызвать смертельный кивок головы. Чтобы этого не случилось, в автокресле 0+ ребенок находится в лежачем положении, а ставится кресло строго против хода движения. Такой тип кресла – самый распространённый для детей от рождения до 1 года.

Группа 1

Это автокресла для детей, которые уже уверенно сидят (примерно с 1 года). Кресло имеет базу и чашу. Наклон чаши регулируется, чтобы младших возить как в люльке и против хода движения. К 15 месяцам мышцы шеи укрепляются, и кресло можно переставить лицом вперёд, а наклон уменьшить.

Группа 2

К 3-4 годам ребёнок вырастает, и внутренние ремни кресла его уже не удержат. Поэтому во 2-й группе внутренних ремней нет, а ребёнок вместе с креслом пристёгивается штатным ремнём безопасности автомобиля.

Группа 3

Это бустер – сиденье-подкладка без спинки. Он обязательно имеет твёрдое основание и подлокотники. Они служат креплением штатному ремню автомобиля и боковой защитой для ребёнка. Штатный ремень безопасности, проходя через вырезы в подлокотниках, не даёт бустеру выскользнуть из-под ребёнка. На бустер можно сажать детей от 22 кг (примерно с 6 лет).

В реальности в «чистом» виде группы встречаются редко. На полках (или на сайте интернет-магазина) вы, скорее всего, увидите только два таких типа: это кресла 0+ (автолюльки-переноски) и 3 (бустеры). В остальных случаях кресла делаются в расчете сразу на две, три, а иногда и четыре возрастные группы (например, 0+/1 или 1/2/3).