Ищем дополнительную защиту

ISOFIX – это жесткое крепление детского кресла к силовому каркасу автомобиля. Его конструкция проста: на кресле есть два кронштейна с замками-фиксаторами, а в автомобиле – две металлические скобы, к которым прищёлкиваются эти кронштейны. Кронштейны и скобы расположены на стандартном расстоянии, поэтому любое кресло с Isofix можно поставить в любую машину с Isofix.

Что это даёт?

Скобы приварены к силовому каркасу автомобиля и жестко связывают кресло с машиной. При аварии кресло уже не может сместиться вперед и почти не смещается вбок. В детском сиденье, которое пристегивается штатным ремнем безопасности, смещение неизбежно – потому что ремень вытягивается из катушки на некоторую длину, пока сработает фиксатор.
В кресле Isofix смещение исключено.

Преимущества системы Isofix:

Кресло не смещается при аварии, уменьшается риск травмирования ребенка.
Быстро и безошибочно устанавливается в машине. Щелк – и готово!
Кресло остается зафиксированным даже при отсутствии ребенка в машине. И-за этого меньше риск травмирования водителя и пассажиров при аварии.

Недостатки системы Isofix:

Более высокая цена кресла.
Больший вес кресла за счет металлической рамы.
Подходит не для каждой машины, т.к. не во всех автомобилях есть скобы Isofix.

На какие возрастные группы рассчитан?

ISOfix подходит для всех возрастных групп и еще служит для удобной фиксации самого кресла.

Где искать Isofix в автомобиле?

Между подушкой и спинкой заднего сиденья. В основном системой ISOfix оборудуют боковые места, но есть машины с ISOfix и на среднем месте. Скобы могут быть закрыты пластиковыми заглушками, обозначены пластиковым значком с логотипом Isofix либо вшитой в обивку биркой. Иногда крепление никак не обозначено и утоплено в зазор между спинкой и сиденьем. В этом случае изучите инструкцию к машине.

Две точки фиксации Isofix жестко крепят нижнюю часть кресла к кузову, но не спасают детское сиденье от «кивка» вперед при ударе. Поэтому в конструкции есть третья точка крепления. Это может быть:

упор в пол (выдвижная «нога»). Расположен в передней части кресла и направлен вниз. При установке раздвигается и упирается в пол салона. В некоторых машинах пол не жесткий, а со встроенным ящиком для мелочей – в этом случае упор бесполезен. При аварии он просто проломит крышку ящика, и кресло опрокинется.

якорный ремень Top Tether (буквально – «верхняя привязь»). Пристегивает верхнюю часть кресла к специальной скобе на спинке сиденья или в багажнике. Если такая скоба в машине есть, она обозначена значком в виде ребенка в детском кресле с якорем за спинкой сиденья.

В креслах группы 2 и 3 третьего крепления нет, потому что фиксацию ребенка и кресла обеспечивает штатный трехточечный ремень безопасности. В комбинированных креслах при переходе на пристегивание ребенка штатным ремнем третье крепление убирают.

Как правильно выбрать кресло с креплением Isofix

Определите, кресло какой возрастной группы подойдет для вашего ребенка (как это сделать – читайте здесь).

Убедитесь, что ваш автомобиль оборудован скобами Isofix.

для ребенка от 0 до 4 лет (группы 0, 0+ или 1)

Убедитесь, что в машине есть скоба для крепления якорного ремня Top Tether. В этом случае вам подойдут кресла с якорным ремнем.

Убедитесь, что пол перед задними сиденьями жесткий (без встроенных ящиков). В этом случае вам подойдут кресла с телескопическим упором.

Если есть скоба для ремня и пол твёрдый, вам подойдут кресла обоих типов

для ребенка от 3 до 12 лет (группы 2, 3)

Примерьте кресло в автомобиль. Кресло с большим основанием (базой) может не уместиться между передними и задними сиденьями.

Как правильно установить кресло с креплением Isofix

Тщательно изучите инструкцию к креслу. Устанавливайте кресло в соответствии с указаниями инструкции! Если инструкции нет или она написана не по-русски – не покупайте такое изделие. По правилам ECE R 44/04, каждое детское удерживающее устройство обязательно комплектуется подробной инструкцией на языке страны, в которой продается. Устройство без такой инструкции не может пройти законную сертификацию – а значит, защитные свойства кресла не подтверждены, а подлинность сертификата вызывает сомнения.

Посадите в кресло ребенка и отрегулируйте положение внутренних ремней (если они предусмотрены для данной возрастной группы). Крепление верхних (плечевых) лямок должно находиться на уровне плеч – не выше и не ниже.

Пристегните ребенка внутренними ремнями и отрегулируйте их натяг. Он должен быть таким, чтобы под ремень проходили один-два пальца. Слабый натяг увеличит «вылет» ребенка при аварии и тяжесть травм, слишком сильный – создаст дискомфорт в поездке.

Выберите в автомобиле одно из мест, оборудованных скобами Isofix. Определите, в каком положении ставить кресло, если инструкция допускает два способа установки. Обычно кресла возрастных групп 0+/1 могут устанавливаться как по ходу, так и против хода движения. Формально с 9 месяцев можно сажать ребенка лицом вперед, но мы рекомендуем возить детей в возрасте до 15 месяцев только против хода движения. Пока мышцы шеи окончательно не окрепли, это убережет шею и голову от тяжелых травм.

Разложите в рабочее положение раму с кронштейнами Isofix (чтобы замки были направлены назад). Разверните ремень Top Tether или разложите в рабочее положение телескопический упор.

Наденьте на скобы Isofix в машине пластиковые направляющие (если они есть в комплекте кресла).

Расположите кресло на сиденье так, чтобы обе защелки находились напротив скоб, и вдвиньте кресло на скобы до характерного щелчка. Убедитесь, что замки защелкнулись: индикаторы на кронштейнах должны смениться на зеленые.

Зафиксируйте третью точку крепления в зависимости от конструкции:

– отрегулируйте телескопический упор так, чтобы он прочно упирался в пол,
– защелкните карабин ремня Top Tether на предназначенной для него скобе и затяните ремень.

Убедитесь, что кресло стоит жестко: не выдвигается и не наклоняется вперед, не сдвигается в поперечном направлении.

О стандарте

Стандарт Isofix утвердил Международный институт ISO в 1990 году (номер стандарта: ISO 13216). Название расшифровывается так: ISO – это International Standards Organisation (Международная организация по стандартизации), а fix в переводе означает «крепление», «фиксация».

Высокие результаты независимых краш-тестов

Любое автокресло должно соответствовать правилам ECE R 44/04. Это гарантия того, что оно обеспечит ребенку обязательную, минимальную защиту. Но как выяснить, какие кресла защищают в реальных условиях? Для этого различные организации в Европе, Азии и Америке проводят независимые испытания. Условия этих тестов более жёсткие, чем по правилам ECE.

В России независимые краш-тесты детских автокресел организует издание «Авторевю». Последние испытания были проведены в 2015 году. На тесты отобрали кресла, продающиеся именно в России – в том числе отечественные модели.

Результаты независимых тестов помогут вам выбрать для ребенка автокресло, которое может защитить его в реальных дорожных условиях.

В разделе «Независимые испытания» собраны результаты краш-тестов по различным методикам. Вы можете посмотреть итоги всех испытаний отдельно для каждого автокресла, а можете увидеть полный список испытанных моделей.